Как взять интервью

В предыдущей статье мы говорили об интервью, как о жанре. Теперь рассмотрим принципы подготовки к интервью, процесса разговора и согласования готового материала.

Как подготовиться к интервью

Прежде всего ищем информацию о собеседнике, о его деятельности, личности – делаем упор на ту сферу, которой будет посвящен диалог. Чем больше фактов удается собрать, тем у собеседника останется меньше шансов ими манипулировать.

Полезно ознакомиться с предыдущими интервью, если человек их уже давал. Но кроме сбора данных важно заранее продумать свои действия на несколько шагов вперед.

Стараемся представить, как будет отвечать собеседник, и какие вопросы после этого можно будет задать. При этом создаем своеобразную майнд-карту вопросов – с множеством ответвлений в зависимости от того, в какую сторону пойдет разговор. Можно даже прорепетировать сценарий с вероятными вариантами развития беседы.

 Если заранее не подготовиться, мы почти гарантированно «поплывем» и в итоге интервью получиться рыхлым и скучным. 

Журналисты практикую 2 основных метода, выбор которых зависит от степени владения материалом:

  • список готовых сформулированных вопросов – при отличном ориентировании в предстоящей теме обсуждения;
  • названия тем (или одной главной), вокруг которых планируется вести диалог – при невозможности заранее детально изучить тему.

Оба указанных варианта объединяет одно правило: планировка главного удара интервью. Наша задача – продумать, как и в каких местах интервью будем вытягивать из собеседника сильные фразы, которые помогут в дальнейшем «продать» материал дороже.

Тема интервью не всегда подразумевает конфликт, но его можно создать искусственно – поставить собеседника в неловкое положение, заставить оправдываться. Как это делается – читайте в предыдущей статье в разделе о вопросах.

Иногда шокирующие  выводы, провокационные высказывания и прочие интересные моменты появляются неожиданно в процессе разговора. Но это лишь счастливые случайности, а не закономерность. На практике не стоит надеяться на авось.

 Интервьюер должен в первую очередь думать не об информации, а о фразах, которые он хочет получить в разговоре. 

Особенности процесса разговора

Чтобы начать интервью, можно использовать 1 из 2 проверенных способов.

  1. Разогрев. Собеседнику надо задать несколько вопросов об искусстве, домашних питомцах, о работе. Вопросы должны быть простыми и иногда даже наивными, потому что на старте наша цель лишь в том, чтобы разговорить собеседника.
  2. Сразу к делу. Когда начинается разговор с занятым человеком или с личностью, у которой есть всего несколько минут на интервью, не стоит тянуть резину. Вопросы «вокруг да около» ничего кроме раздражения у человека не вызовут. Сразу начинаем спрашивать по теме.

С первых же секунд стараемся «настроиться» на волну собеседника:

  • думаем, почему он говорит именно так, а не иначе;
  • пытаемся понять его мировоззрение;
  • представляем себя на его месте.

Это нужно, чтобы все точнее и точнее формулировать каждый следующий вопрос и оптимально вести диалог.

Как получать образные развернутые ответы

Интервью, в котором нет образных ответов, превращается в сухой допрос. Но не каждый собеседник готов сразу давать красочные ответы. Для их получения прибегаем к некоторым хитростям.

Сами формулируем вопросы образного характера с наиболее подходящими к характеру беседы и человека метафорами и прочими художественными приемами.

Другой способ добиться яркого ответа – на протяжении нескольких ответов проявлять полное несогласие с собеседником. Это заставит его приводить все больше аргументов в пользу своей точки зрения и, как следствие, лучше раскрываться, произносить то, чего изначально и не планировалось.

Как не поддаться гипнозу

Некоторые люди способны настолько уболтать интервьюера, что тот теряет нить дискуссии. В итоге интервью получится набито недосказанностями и нашей любимой водой. Чтобы не допустить этого, стараемся сконцентрировать внимание на какой-то точке в пространстве.

Буквально – сосредотачиваем взгляд, например, на глазах собеседника. Так удается быстро прийти в себя и сосредоточиться. Разумеется, если разговор идет по телефону, сконцентрироваться еще проще – отвел трубку от уха не несколько секунд и все. А о переписке и говорить нечего.

Но это все цветочки. Такие подходы работают с доброжелательно настроенными людьми, или с неопытными в раздаче интервью. А вот если вам доведется брать интервью у профессионала, придется приложить куда больше усилий для получения необходимых ответов.

Полезно прочитать:  18+ полезных советов копирайтеру

Как брать интервью у опытных ньюсмейкеров

Лица, которые в силу рода деятельности часто дают интервью, владеют рядом техник ухода от прямых ответов. Они помогают им легко ввести неопытного интервьюера в заблуждение. Поэтому наша задача – научиться противодействовать подобным уловкам.

В таблице обозначены основные техники с примерами, которыми пользуются звезды и политики при ответах на вопросы журналистов, а также приведены способы борьбы с ними.

Уловка Суть и пример Как справиться
Нет конкретики Применение слов, которые для каждого имеют свое значение. «Я сделаю ваш бизнес успешным», «Я борюсь за свободу». Уточняем, что именно подразумевается под произнесенными словами. В нашем случае это «успешность» и «свобода». Если ответ вновь неконкретный, нужны новые уточняющие вопросы. Цель – заставить отвечать точными понятиями: «ноутбук», «грузовик», «колбаса», а не «успех» и «процветание».
Нет действующих лиц Ссылки на абстрактных людей – «каждый уважающий себя…», «все сознательные граждане…». Опять же немедленно требуем уточнять, кого конкретно собеседник имеет в виду, и почему он назвал именно этих людей и именно так.
Искусственное связывание Понятия, не имеющие ничего общего, смешиваются воедино, чтобы уйти от разговора о причинах произошедшего. «Пока вы тут вопросы задаете, вымирают амурские тигры». «Он стал мэром и экономика города сразу стала улучшаться». Мы должны четко отделять причины от обстоятельств и понимать, что если кто-то занял пост мэра, это не обязательно послужило причиной роста экономики. Может, рядом откопали месторождение полезного ископаемого.
Неправомерное обобщение Применение обобщающих слов с целью создания иллюзии, что проблема решена на 100%. «У нас практически не осталось долгов перед западом». Важно всегда уточнять, что имеется в виду под словом «Почти», «практически» и тому подобными.
Изменение формулировки Переформулирование вопроса на более удобную тему. Хитрость в том, что собеседник выуживает из вопроса общую затронутую тему и делает упор уже на ней, а не на том, о чем спрашивают. Обычно это начинается с вводных слов: «Как я понимаю, ваш вопрос связан с …», «Вы хотите спросить о…». На пресс-конференции каждому дают шанс задать лишь один вопрос без возможностей уточнять и спорить. Поэтому лучше продумать вопрос так, чтобы у собеседника было как можно меньше возможностей переделать вопрос «под себя» и отвечать уже на него. В интервью один на один такие хитрости не проходят – мы всегда можем настоять на своем.
Объявление вопроса неуместным Заданный вопрос объявляется недопустимым. «Это слишком личный вопрос». «История не знает сослагательного наклонения». 1 вариант: отложить вопрос и чуть позже задать его в новой формулировке. 2 вариант: самостоятельно сформулировать ответ и спросить, верно ли это. Так хотя бы получится получить ответ «Да» или «Нет».
 Интервью – это схватка, в которой наша задача вывести собеседника на чистую воду , в то время как его цель – предстать в более выгодном свете, чем есть на самом деле.

Естественно, как в любом поединке, далеко не все удары доходят до цели, и в итоге остается не так много годных для публикации ответов. Поэтому часто приходится из раза в раз бить в одну точку, чтобы заставить-таки собеседника проговориться.

Принципы развития диалога

Беседа может двигаться в одном из четырех направлений.

Направление интервью Суть
Вперед 2 варианта: 1) постепенное исследование одной темы с соблюдением баланса скорости – не стоит лезть в дебри и затрагивать мелкие несущественные детали; 2) поочередный переход от одной темы к другой, опять же без крайностей – все затронутые темы важно раскрыть, но не вязнуть в каждой надолго.
В сторону Переход от основной темы к подробному обсуждению какого-то ее нюанса. При этом важно не потерять нить беседы и чувство времени, чтобы остался запас для возвращения на основную тему или темы.
Пробуксовка Спор с собеседником по поводу одного из аспектов разговора, с которым интервьюер не соглашается. Рискованный путь, из-за которого можно надолго застрять в споре и в итоге не успеть задать запланированные вопросы. Если так важно затеять спор, лучше делать это к концу беседы, когда основные вопросы уже заданы.
Назад Когда приходится уточнять и разъяснять вышесказанное. Иногда это важно, но лучше избегать такого направления, т. к. оно отнимает драгоценное время, а развитию главной темы не способствует.
Полезно прочитать:  Как делать инфографику правильно

Оптимальная продолжительность интервью

Записывать можно и обычный разговор с глазу на глаз с помощью диктофона, и телефонный разговор, и через Skype, WhatsApp и пр. Не в этом суть. Есть общее правило:

 1 минута устной речи = 10 печатных строк 

От этого и пляшем, особенно когда готовим интервью для стороннего ресурса/журнала/газеты с ограничением по объему текста. Например, для 100-150 строк достаточно поговорить около получаса. Этого времени вполне хватит, чтобы задать 3-4 главных вопроса и по столько же уточняющих на каждый из них.

30 минут хватит даже с тем учетом, что устная речь при транскрибации всегда сокращается благодаря более точным формулировкам, удалению всяких эээ…, ммм… и пр. Но при расшифровке наша задача – понять, что имел в виду человек, почему выразился так и не иначе, вникнуть в значение сказанного

 Приветствуется переосмысление и адаптация для читателя реплик собеседника, а не простая стенограмма, пусть и причесанная.  Так же можно поступать и со своими вопросами – менять их таким образом, чтобы они лучше подходили ответам.

При обсуждении какого-либо обширного и сложного вопроса полезно написать в начале текста небольшой вводный абзац, который разъяснит читателю, что тут вообще происходит.

Если собеседник местами отвечал банально и скучно, такие куски вообще нужно смело вырезать.

В беседе следите за тем, чтобы ритм не был монотонным. Стройте разговор так, чтобы в итоговом тексте чередовались короткие и длинные абзацы, мгновенные обмены репликами и вдумчивые пространные рассуждения.

Монотонное чтиво из одинаковых по объему предложений и абзацев усыпляет. «Рваное» – наоборот, держит читателя в тонусе, вызывает интерес и желание прочитать до конца.

Как согласовать готовое интервью с собеседником

Последнее, что важно сделать – добиться у собеседника подтверждения и одобрения текста интервью. Этот этап обязателен, потому что закреплен законодательством.

Собеседник должен завизировать текст. Но часто бывает, что люди пытаются злоупотребить этим правом в своих интересах, требует исправить неугодные места. Например, в беседе чересчур разоткровенничался, а теперь хочет избежать скандала и просит заменить резкие и провокационные слова нейтральными. Этого допускать нельзя.

Исправления уместны, если вы сами виноваты – значительно исказили слова собеседника. Другая не менее справедливая причина крупных исправлений – за время, прошедшее с момента беседы, появились новые весомые обстоятельства, из-за которых человек изменил свою точку зрения по какому-то вопросу.

В иных случаях нельзя разрешать собеседнику вмешиваться в текст. Иначе он может стать попросту непригодным к публикации.

Если же человек уперся и не хочет отступать, его надо поставить перед выбором:

  • возвращает текст в исходном виде;
  • платит гонорар, который вы не получите, ибо не опубликуете интервью.

Также допустимо указать, что редакцию не устраивает новый вариант. Но так можно действовать журналистам, которые получают деньги от издательств. А что делать простым блогерам?

В случае стычки с твердолобым человеком можно просто отказаться от публикации и намекнуть, что собеседник таким образом потеряет возможность дополнительно пропиарится в сети.

Наконец, вы можете просто проигнорировать требования к исправлениям и опубликовать изначальный вариант, а в случае возникновения конфликта сослаться на железное доказательство своей правоты – аудио/видеозапись разговора.

Скорее всего, ваши отношения после этого испортятся, если допускаете такой сценарий – действуйте решительно. А суда не бойтесь – опровергнуть собственные слова, записанные на диктофон или видео, весьма трудно, и этим никто заниматься не станет.


Что ж, это все, что я хотел сказать об интервью. Понадобилось 2 статьи. В первой интервью рассматривалось как жанр. В этой – как метод сбора информации. Желаю успехов в этой и других сферах деятельности коммерческого писателя.

Чтобы подписаться на обновления блога, введите ваш email:

Опубликовано в Статьи о копирайтинге

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

code