Человек поверит во что угодно, если окружающие думают так же. Это стадный эффект или, говоря по-научному, принцип социального доказательства. Он блестяще описан Робертом Чалдини в знаменитой книге «Психология влияния». Рассмотрим, как психологический закон проявляет себя на практике.
Принцип соцдоказательства давно стоит на вооружении маркетологов. Опытный продавец знает, что отзывы — это мощный инструмент воздействия на мнение аудитории, это отзывы. Поэтому всякий бизнесмен или фрилансер стремится собрать как можно больше положительных отзывов у клиентов. Копирайтеры – не исключение. Но получить полезные отзывы не так-то легко.
Если вы попросите клиента оставить отзыв, в лучшем случае получите нечто вроде «Супер, буду обращаться ещё». Подобные опусы бесполезны как для бизнеса, так и для будущих клиентов. Но выход есть.
Как копирайтеру получить полезный отзыв от клиента
5 золотых правил сбора сильных отзывов
- Отзывов много не бывает.
- Отзыв должен снимать возражения.
- Отзыв должен увеличивать ценность товара или услуги.
- Никто не умеет и не любит писать отзывы.
- Люди любят бесплатное.
Когда эти постулаты запишутся на подкорку, пора переходить к следующим шагам.
Выбираем подарок
Мы помним, что люди падки на халяву, а писать или, тем более, записывать отзывы на видео почти никто не умеет и не хочет. Поэтому наша задача – заинтересовать человека.
Например, копирайтер может посулить скидку 50% на следующий заказ или сопроводить готовый к сдаче текст оригинальными иллюстрациями.
Продумываем вопросы
В наших интересах, чтобы клиент подробно рассказал о достоинствах полученного текста, о беспочвенности изначальных сомнений, об итоговом результате. Поэтому, перед тем как собирать отзывы у клиентов, нужно заранее подготовить вопросы.
10 вопросов для получения сильного клиентского отзыва
Разумеется, невозможно создать универсальную анкету, которая подходила бы под разные товары и услуги. Но есть ряд вопросов, так или иначе, уместных всегда.
1. Как Вас зовут? Чем занимаетесь?2. Как обо мне узнали?
3. Почему у Вас возникло желание заказать услугу именно у меня?
4. Были ли сомнения перед заказом услуги?
5. Какой фактор побудил принять окончательное решение о сделке?
6. Каковы результаты?
7. Какие конкретные достоинства продукта Вы бы выделили?
8. Порекомендовали бы меня коллегам и знакомым? Почему?
9. Что бы Вы сказали тем, кто пока сомневается заказывать услугу?
10. Что можете добавить от себя?
Иногда подобные списки вопросов выложены на сайте. С ними отзывы в желаемой форме приходят автоматически. Для вставки опросника на сайт существует масса сервисов.
Приёмы придания отзывам убедительности
- Когда отзыв сопровождается фото клиента и контактами (телефон, e-mail, адрес и прочие релевантные детали), это доказывает, что он реален, а не сочинён.
- Если клиент написал развернутый отзыв, радуйтесь! Не стоит опасаться, что посетителям будет лень читать отзыв до конца. Люди за этим и приходят на страницу с отзывами, чтобы их читать и получать ответы на интересующие вопросы на стадии выбора.
- Если в текст закрались небольшие помарки, пусть останутся – так отзыв выглядит живее и правдоподобнее.
- Некоторые публикуют отзывы в виде короткого интервью – т. е. с сохранением вопросов.
- Чрезмерно хвалебные оды отзывы, если таковые есть, лучше публиковать дозированно.
- Не надо бояться публиковать отрицательные отзывы. Практика и исследования доказывают, что сочетание положительных откликов с теми, где указаны некоторые ваши недостатки, вызывает вдвое больше доверия среди читателей. Но минусы должны быть не слишком существенны. К тому же, вы должны показать (например, в ответе на отзыв), что сделано для ликвидации недостатка.
Старайтесь собирать сильные отзывы после каждой удачной сделки. Да, это далеко не всегда удается, но спрос не ударит в нос.
Просить заказчика написать отзыв о своей работе для меня всегда было камнем преткновения. Как-то неловко себя чувствую при этом. Поэтому предложение собирать отзывы после каждой сделки, скорее всего, не для меня. А вот идея со вставкой опросника на сайт мне очень понравилась.