Как написать рецензию

Прежде чем рассказать, как правильно написать рецензию, давайте поймем, что это такое. Рецензия – это отзыв, благодаря которому у целевой аудитории складывается предварительное впечатление о произведении. В тексте автор обозревает, разбирает и анализирует произведение.

Поскольку я копирайтер и пишу для коллег, в первую очередь будем говорить о том, как написать рецензию на книгу или статью. Однако многое из сказанного далее можно применить и к музыке, и к фильмам, и к компьютерным играм. Но их мы оставим врагам.


Содержание

  • Виды рецензий

  • Как оценивать произведение

  • Пишем рецензию

  • Об отношениях с авторами

  • Что делать с написанной рецензией


    Как написать рецензию

    Виды рецензий


    Чтобы понимать, как правильно писать рецензии, разберемся, какими они бывают. Существует 8 видов. Тот или иной вариант стоит выбирать в зависимости от объекта рецензирования.

    1. Публицистическая рецензия

    Поднимается некий спорный вопрос. Автор жестко и хлестко пишет о некоей проблеме, касающейся широких масс. Надо быть готовым к тому, что рецензия такого типа вызовет срач в комментариях.

    2. Критическая рецензия

    В рецензии на книгу подробно разбирается не только произведение, но и зачастую его автор. Исследование касается всех мелочей – кто что сказал, куда пошел, где поступил хорошо или плохо и т. д. В такой рецензии должна главенствовать логика повествования, чтоб потом рецензент смог в случае чего аргументировать свои высказывания.

    3. Частный отзыв

    В отзыве нет критики, нет анализа. Вместо этого автор делится личным впечатлением от прочитанного. В тексте разговорного свободно стиля к месту сленг.

    4. Официальная рецензия

    Такие рецензии пишут для ведомственных или правительственных изданий. Публикации посвящены вышедшим книжным новинкам, имеющим государственное значение. Текст такого опуса принято сдабривать канцеляритом, нельзя допускать нарушений этикета. Характер рецензии – всегда сдержанный, нейтральный и лишь слегка хвалебный.

    5. Информативная рецензия

    Такая рецензия на книгу призвана помочь потенциальному потребителю понять – стоит ли покупать, стоит ли читать. Содержание должно быть простым и доступным, допустима небольшая доля анализа произведения. Обычно в тексте есть выразительные цитаты.

    6. Функциональная рецензия

    Написать функциональную рецензию на книгу берутся авторы, цель которых – составить впечатление о произведении применительно к определенным целям и задачам. Например, в рецензии рассматривается, насколько успешными могут быть продажи книги, в какой степени она подходит для выбранного издания и пр. Форма текста, о котором мы поговорим позже, здесь не так важна, как содержание – ясное и доходчивое.

    7. Рецензия-эссе

    Книга становится трамплином в пространство рассуждений о бренности бытия. Автор, отталкиваясь от книги, по возможности красиво и художественно размышляет на интересующую его (и читателей рецензии) тему.

    8. Проплаченная рецензия

    Хвалебная ода или, наоборот, разнос в пух и прах. Смотря, кто заказал рецензию. В любом случае важно не переборщить – хоть с патокой, хоть с калом. Иначе даже заказчик может отказаться от материала.

    Какой бы формат рецензии ни был избран, главное – понимать, для кого пишешь. Иными словами –  автор обязан знать целевую аудиторию, чтобы рецензия попала в яблочко .

    Как оценивать произведение


    Чтобы правильно написать рецензию на книгу, в расчет берут следующие критерии оценки:

    • впечатление о книге – приятное/неприятное, сильное/слабое, цельное/разрозненное;
    • сюжет – логичен ли, содержит ли ненужные моменты;
    • повествование – медленное/динамичное, последовательное/рваное, логичное/бессмысленное;
    • персонажи – вызывают ли сочувствие/отвращение, насколько подробно прописаны;
    • достоверность – соблюдаются ли в сюжете законы природы/физики/логики, соответствуют ли детали/предметы описанному времени;
    • востребованность – насколько актуальна затронутая тема;
    • стилистика – делает ли язык книгу интереснее или, наоборот, скуден и превращает текст в нудную инструкцию к освежителю;
    • психология – достаточно ли сильна мотивация героев к их поступкам, насколько они ведут себя стандартно/непредсказуемо;
    • отображение – в достаточной ли мере автор описывает места действия, чтобы читатель мог их ясно представить, понятно ли автор доносит основную идею до читателя;
    • ляпы – если в сюжете или построении текста найдены ошибки, анализируем их;
    • социальное значение – если в произведении затронуты общественные вопросы, заостряем на них внимание и оцениваем степень важности;
    • дополнительные плюсы – содержит ли произведение другую ценность, кроме как литературный шедевр (например, как источник полезной информации);
    • личные ощущения – понравилось/не понравилось, какие остались чувства, какие возникли мысли.
    Полезно прочитать:  100 клише в копирайтинге, которые убивают текст

    Разумеется, чтобы правильно написать рецензию, не обязательно анализировать произведение по всем перечисленным пунктам.  Берем только те критерии, что важны в конкретном случае. 

    Пишем рецензию


    Теоретическая подготовка окончена. Переходим к практике.

    Поговорим о том, как правильно написать рецензию, рассмотрим фишки и частые ошибки.

    О чем писать в рецензии

    Вот что должно присутствовать в любой рецензии:

    • название книги, имя автора, дата публикации (если произведение уже вышло);
    • указание на награды или премии при наличии таковых;
    • упоминание о том, новое это произведение или переиздание;
    • жанр и содержание (фантастическая повесть, роман-фэнтези);
    • сюжет, перечисление главных героев, место действия, основные моменты (без спойлеров);
    • основные мысли книги (не обязательно, но желательно).

    Содержимое рецензии

    Перед тем как писать рецензию рекомендую расписать ее план. Он состоит из 4 основных частей:

    • название – броское, емкое, по теме;
    • лид – вводный абзац, плотно обозначающий тему и тон повествования;
    • текст – основная часть рецензии;
    • выводы – резюме сказанного, без которого рецензия выглядит неоконченной.

    Как писать рецензии - схема рецензии

    Размер рецензии

    Если рецензия написана в минимальном объеме, т. е. 1800-2000 знаков, в ней должно быть только обсуждение книги. Для философских размышлений и прочего просто не останется места. Предложения – короткие, внятные, без лишних прилагательных.

    До 5000 знаков – оптимальный формат. В этом объеме можно вполне сносно:

    • обстоятельно поговорить о произведении;
    • поразмышлять о творчестве автора, значении книги;
    • сравнить произведение с другими близкими;
    • разобрать плюсы и минусы.

    При этом читатель не устанет читать.

    Как правильно написать рецензию

    Если рецензия получается больше 5000 знаков, значит, в ней должно быть что-то еще кроме проблематики книги. Это может быть:

    • тенденция развития жанра;
    • обилие цитат, сопровождаемых собственными мыслями рецензента;
    • глубокий анализ творчества автора в целом;
    • разбор литературного процесса создания.

    Большой текст должен быть оправдано большим. Иначе это не рецензия, а размазывание масла по клеенке.

    Рецензент обязан владеть материалом не хуже автора. Также рецензент не имеет права допускать стилистические, грамматические и другие ошибки. Ибо смотрится глупо, когда кто-то роется в чужих ляпах, тем временем пестрит собственными.

    Как писать рецензию

    Чтобы не попасть впросак, проверяем значение всех научных, технических, литературоведческих терминов, которые будут использованы. Не дай бог спутать «эстетический» и «эстетичный» – вас быстро поставят на место и доходчиво объяснят, куда вам идти со своей рецензией.

    Также тщательно следим за правильностью написания имен героев и наименований из произведения. Одной ошибки или даже опечатки достаточно, чтобы у автора появилось основание воскликнуть: «Он даже не читал мою книгу, а туда же!».

    Полезно прочитать:  Как написать пресс-релиз или игра в «Что? Где? Когда?»

    Фильтруем стилистику.

    • В рецензии для литературного издания жаргонизмы или разговорные выражения не к месту.
    • С другой стороны, если рецензия предназначена для гламурного журнала, лучше оставить профессиональные термины.
    • Канцелярит вообще допускать нельзя, если только это не официальная заметка.
    • Неотъемлемая часть эссе – филигранный язык.
    • Заметка в личном блоге может быть какой угодно, даже с намеренно расставленными ошибками (так многие и делают, чтобы разжечь срач в комментах).

    Чем короче рецензия, тем более емким и лаконичным должен быть текст. Стараемся обойтись без трехкомнатных предложений, деепричастных оборотов, поэтических приемов (метафор, эпитетов, синекдох) и прочих сложных конструкций.

    Личная позиция рецензента и объективная оценка – разные вещи. Бывает, что произведение откровенно слабое, но рецензенту по душе. Или наоборот. Все кругом восхищаются книгой, пишут и сокращают хвалебные отзывы, но ваша позиция расходится с мнением большинства. Это норма и она требует того, чтобы с ней считались. Но и из себя нечего строить судью в последней инстанции.

    Об отношениях с авторами


    Не ждем, что рецензия понравится автору. Большинство авторов прохладно относятся к рецензиям на их опусы. Казалось бы, да и фиг с ними. Но со временем ссоры с несколькими солидными авторами грозят седыми волосами рецензенту и потерей перспектив.

    Как построить отношения с авторами. 3 золотых правила

    • Не переходим на личности. Помним, что мы пишем рецензию на книгу/песню/фильм, но никак не на автора. Недопустимо оценивать человеческие качества создателя, давать оценку его политическим взглядам, рыться в белье и затрагивать пристрастия. Если невмоготу и высказаться надо, используем конструкции типа: «Мне кажется, смысл текста в том…» или «Позиция автора может показаться читателям провокационной, потому что…». И не придерешься.
    • Не хамим. Не обзываем автора придурком, бездарностью или выскочкой. То же касается и произведения – никаких «графомания», «заводы стоят – одни писатели в стране». Даже если это и правда, подобные вещи – уровень дворовой разборки, но никак не профессиональной рецензии.
    • Оценочным суждениям – нет. Хорошо/плохо, слабо/сильно, бездарно/гениально – это не рецензия, а субъективные понятия. Как говорится, ты сначала докажи, а критикуешь – предлагай. Вместо подобных оценок в правильной рецензии надо разбирать спорные моменты, неудачные места. Подчеркиваю – разбирать, а не вешать ярлыки. Задача рецензента – оставить за читателем право самому делать выводы.

    Что делать с написанной рецензией


    Написали мы рецензию и дальше что? Сразу скажу, поначалу ее вряд ли удастся монетизировать. Во-первых, литературная критика – сложная профессия, во-вторых, таких специалистов миллионы, а заработать на хлеб (не всегда с маслом) могут лишь единицы.

    Не стоит рассчитывать на рецензирование, как на основной источник дохода. Это занятие может стать дополнительной подработкой для журналиста, редактора, студента. Я, например, зарабатываю копирайтингом, а рецензии пишу редко и больше для личного удовольствия. Да и то, если книга сильно-сильно меня зацепит, что случается реже смены президента.

    Можно попробовать послать рецензию на конкурс. Даже если ничего не удастся выиграть в финансовом плане, хотя бы потренируетесь писать по делу и быстро.

    Наконец, если с первых попыток ничего не вышло, не отчаивайтесь. Правильно писать рецензии совсем непросто. Со временем опыт придет.

    Чтобы подписаться на обновления блога, введите ваш email:

  • Опубликовано в Статьи о копирайтинге

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    *

    code